Тест с ответами по теме: «Предложения с прямой и косвенной речью»

1. Определите элементы, которые могут употребляться в косвенной речи (несколько вариантов ответа)
а) междометия
б) повелительное наклонение глаголов
в) обращения
г) вводные слова+
д) личные местоимения первого лица+

2. Определите правильный вариант перевода из прямой речи в косвенную:
«Марфушенька-душенька, пойди-ка сюда!» ‒ ласково звала мачеха.
а) Мачеха ласково звала, что Марфушенька-душенька, пойди-ка сюда.
б) Мачеха ласково звала Марфушеньку-душеньку сюда.
в) Мачеха ласково звала Марфушеньку.+
г) Мачеха сказала, Марфушенька, иди сюда.

3. Определите предложения с ошибками.(несколько вариантов ответа)
а) «Суда на пристани есть», ‒ подумал я. ‒ «Завтра отправляюсь в Геленджик».+
б) «Кто сердится, тот и виноват», ‒ говорит пословица.
в) Марья приказала, что подать-ка мне сюда этого вора.+
г) Коллега ехидно осведомился у Семена, когда наконец будет готов проект.

4. Предложение, в котором знаки препинания при прямой ре­чи расставлены неверно:
а) «Хорошая лошадь у нашего короля!» кричал министр финансов.+
б) Все засмеялись и закричали: «За нашего защитника, великого короля Матиуша Первого!»
в) Сонный мальчик пошёл по залу и услышал другой разговор: «А я вам говорю, что королю ничего не по­может».
г) «Мой дорогой король, вы совершенно здоровы», — произнёс победоносно министр.

5. Предложение, в котором знаки препинания при прямой ре­чи расставлены верно:
а) «Нужно ещё подождать» — решил Матиуш.
б) Друг спросил его: «Как ты сюда попал»?
в) «Перелез через решётку», — ответил маленький ко­роль.+
г) «Маленькому королю нужна помощь», решила прин­цесса.

6. Предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно:
а) Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить ме­ня?»
б) И сказал ему царь Иван Васильевич: «Да об чём тебе молодцу кручиниться?»+
в) «Скажите, пожалуйста, который час?» — спросил прохожий.
г) «А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше».

7. Определите предложения, в которых сделаны ошибки при замене прямой речи косвенной.(несколько вариантов ответа)
а) Машутка просила, а давай мы сделаем скворечник.+
б) Директор поинтересовался, когда уже Вова возьмется за свое поведение.
в) Воспитательница спросила, почему дети еще не в постелях.
г) Внучка спрашивала, когда мы, бабушка, будем пирожки лепить?+

8. Предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно:
а) О графине сказано, что она «Не имела злой души».
б) Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
в) «Высший смысл» остался для Алёхина недоступным.
г) Нас спросили: «Хотим ли мы поехать на экскурсию?»+

9. Найдите неправильное суждение:
а) прямая речь не всегда выделяется кавычками+
б) цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста
в) диалог передаёт обмен репликами при разговоре
г) перед каждой репликой в диалоге ставится тире

10. Будет ли передаваться дословно при косвенной речи чужая речь?
а) нет +
б) да
в) иногда

11. Определите, где указано при помощи какого союза и союзных слов косвенная речь может включаться в предложение:
а) почему +
б) почем
в) хотя

12. Выберите, где указано при помощи какого союза и союзных слов косвенная речь может включаться в предложение:
а) почем
б) где +
в) дабы

13. В каком варианте ответа указаны все предложения, где цитата оформлена неверно:

А. Мцыри живёт с одной мечтой — «узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».
Б. Гюго утверждал, что: «Книги — друзья, бесстраст­ные, но верные».
В. Суворов страстно любил Россию, любил всё русское, внушал любовь к родине и нередко повторял: «Гор­жусь, что я россиянин».
Г. Калашников говорит своему сопернику, что «не позо­рил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету небесного…»
а) А, Б
б) А, Г+
в) Б, В
г) Б, Г

14. Определите, где указано от какого лица передается чужое высказывание в косвенной речи:
а) от лица автора высказывания
б) от лица того, кто говорит в данный момент +
в) всегда от первого лица

15. Определите, где находится предложение, которое содержит косвенную речь:
а) Детям было очень интересно, куда они поедут отдыхать.
б) Исследователь обратился с вопросом по проекту к научному руководителю.
в) Директор объяснил, что ученик не должен был вести себя настолько отвратительно. +

16. Выберите, где находится предложение, которое содержит косвенную речь:
а) Прохожий спросил у меня, который сейчас час. +
б) Детям было очень интересно, куда они поедут отдыхать.
в) Исследователь обратился с вопросом по проекту к научному руководителю.

17. В каком варианте ответа указаны все предложения, где допущены ошибки в оформлении прямой и кос­венной речи:
А. «Я спущу её на воду поплавать немного, — раз­мышляла Ассоль. — Она не промокнет, я её потом вытру».
Б. «Ты откуда приехал, капитан?» — спросила Ассоль воображаемое лицо.
В. Он стукнул тростью и спросил, как зовут тебя, крошка?
Г. Старик ответил: «Я это знал, потому что я самый главный волшебник.»
а) А, Б
б) А, В
в) В, Г+
г) Б, Г

18. Найдите предложение с прямой речью:
а) «Какая же ваша будет последняя цена?» — спросил Собакевич (Гоголь).+
б) Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек (по Гоголю).

19. Отметьте предложение с косвенной речью:
а) Павел, уходя из дома, сказал, что в субботу у него будут гости из города.+
б) Всю ночь поют в пшенице перепелки о том, что будет урожайный год (Исаковский).

20. Отметьте предложение с косвенным повествованием:
а) Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы он отпустил его.+
б) «Отпусти его (мужика)», — шепнул я на ухо Бирюку… (Тургенев).

21. Поставьте правильно знаки препинания:
(1) Рад (2) (3) сказал он (4) (5) благополучному возвращению вашему из трудного плавания (6) (Паустовский).
а)1 («), 2 (,), 3 (-), 4 (,), 5 (-), 6 (»); +
б) 1 («), 3 (-), 4 (-), 6 (»).

22. Предложение, в котором не нарушены речевые нормы при передаче чужой речи:
а) Он сказал то, что не придёт сегодня.
б) Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец.
в) Мне сказали то, что меня очень удивило.+
г) Тёркин говорил товарищам-бойцам, что я не гордый.

23. Найдите предложение, в котором косвенная речь пере­дана без ошибок:
а) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов сказал, что хочу испить кофейку.
б) В сказке «Как один мужик двух генералов прокор­мил» один из генералов спросил другого, что же мы будем делать?
в) В сказке «Как один мужик двух генералов прокор­мил» один из генералов спросил другого то, что же мы будем делать.
г) В сказке «Как один мужик двух генералов прокор­мил» один из генералов сказал, что нужно разойтись и что-нибудь поискать съестное.+

24. Определите предложение, в котором допущена ошибка при оформлении прямой речи:
а) «Гость подобен вдыхаемому воздуху, — гласит вос­точная мудрость. — Если он входит и не выходит, хо­зяин задыхается».
б) Восточная мудрость утверждает, что «гость подобен вдыхаемому воздуху: если он входит и не выходит, хозяин задыхается».
в) Восточная мудрость утверждает, что гость подобен вдыхаемому воздуху: если он входит и не выходит, хозяин задыхается.
г) «Гость подобен вдыхаемому воздуху, — утверждает восточная мудрость. — потому что если он входит и не выходит, хозяин задыхается».+

25. Выберите, где указаны все предложения, в которых цитата оформлена неверно:

А. Н. Гоголь высоко ценил прозу М. Лермонтова: «Ни­кто ещё не писал у нас такою правильною, прекрас­ною и благоуханною прозою».
Б. «Лёгкость необыкновенная в мыслях», о которой го­ворит сам Хлестаков, позволяет ему перепрыгивать с предмета на предмет, не подчиняя свою мысль логике.
В. Говоря о даровании Лермонтова, Белинский писал, что: «Пушкин умер не без наследника».
Г. «Песню про царя Ивана Васильевича…» Лермонтов начинает характерным для фольклора отрицательным сравнением: «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич».
а) А, Б
б) Б, В
в) В, Г+
г) Б, Г

26. Указаны все предложения, в которых допущены ошибки в оформлении прямой и кос­венной речи:

А. «Извините меня за беспокойство», — обратился ко мне мальчик. — «Не могли бы вы сказать, как прой­ти к пристани?»
Б. Старик, поднявшийся на холм, со вздохом промол­вил: «Какой же крутой здесь подъём.»
В. Старик продолжал: «Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала. Ведь так?»
Г. «Разве ты видел?» — с сомнением спросила Ассоль.
а) А, Б+
б) В, Г
в) Б, Г
г) А, В

27. Определите, где косвенная речь выражает вопрос:
а) Сестра поинтересовалась, почему я не делаю домашнее задание. +
б) Мама попросила, чтобы сегодня мы все пришли пораньше.
в) Мальчик рассказал, что в прошлом году он ходил в пеший поход с родителями.

28. Определите, где косвенная речь выражает побуждение:
а) Подруга полюбопытствовала, где Катя так научилась обращаться с компьютером.
б) Старику вдруг показалось, будто из-за угла раздался какой-то странный звук.
в) Братишка просил, чтобы я принес ему в больницу немного апельсинов. +

29. Выберите, где неверно оформлена прямая речь:
а) Мальчик спросил, что когда мы поедем в лес? +
б) Мама осведомилась, кто умудрился съесть все варенье.
в) Трус закричал, что на деревню напали привидения.

30. Поставьте верно знаки препинания:
(1) Кто знает этого человека (2) (3) спросил начальник, обводя всех острым сверкающим взглядом (4) (5) Никто не знает (6)(7)(8) переспросил начальник (Фадеев).
а) 1 («), 2 (?), 3 (-), 4 (.), 5 (-), (?), 7 («), 8 (-);+
б) 1 («), 2 (?), 3 («), 4 (,), 5 («), 6 («).