Тест с ответами по теме: «Пунктуация сложного предложения»

1. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.
а) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.
б) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.
в) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?+

2. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.
а) Знайте_ он опасный человек.
б) Любишь кататься_ люби и саночки возить.+
в) Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.

3. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
а) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.
б) Доверие_ всегда самый дорогой подарок.
в) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?+

4. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
а) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
б) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.+
в) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.

5. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
а) Я доверяю любящим_ они великодушны.
б) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.+
в) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.

6. Отметьте полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
Теперь (1) когда машины повернули к перевалу (2) море осталось позади.
а) Предложение сложное, сложноподчиненное. Запятая (2) ставится между частями сложного предложения.+
б) Предложение сложное, сложноподчиненное. Придаточное предложение выделяется запятыми (1) и (2).
в) Предложение простое, имеет уточняющее обстоятельство времени, которое выделяется запятыми (1) и (2).

7. Отметьте полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
Сонечка писала (1) что настроение тяжелое (2) но чтобы он о них не беспокоился.
а) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из трех частей. Запятые (1) и (2) ставятся между частями сложного предложения.+
б) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая ставится между частями сложного предложения.
в) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая (1) ставится между частями сложного предложения. Запятая (2) ставится между однородными членами, которые имеются в придаточном.

8. Отметьте полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.
а) Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).
б) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).
в) Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.+

9. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.
а) Когда началась гроза, игра прекратилась_ и дети бросились бежать домой.+
б) В такую бурю волк не рыщет_ и медведь не вылезает из берлоги.
в) От долгого сидения у него затекли ноги_ и заболела спина.

10. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.
а) Солнце пекло невыносимо_ и дул теплый ветер.
б) Кто из нас не был молод_ и кто не увлекался?
в) В доме все окна были закрыты_ дверь же была распахнута настежь.+

11. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.
а) Она сказала ему, что_ если он болен, то надо лечиться.
б) Он раздражителен_ и когда здоров, и когда болен.
в) Яков встал рано утром, когда солнце не палило так жарко_ и с моря веяло бодрой свежестью.+

12. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.
а) Чтобы отбить, отбросить вражий вал_ такие вынес город испытания, каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существования.
б) У костра остался проводник, который_ пока путешественники охотились, приготовил ужин.+
в) Пушкин не скрывал, что_ если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.

13. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
а) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.
б) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.+
в) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.

14. Отметьте номер предложений с пунктуационной ошибкой.
а) После завтрака экскурсанты пошли к морю, которое, хотя ветра не было, гулко шумело и плескалось.
б) Так как приближалась ночь, мы остались в селении, которое находилось в пятнадцати километрах от железной дороги.
в) В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда потом не забываются, и надолго определяют его биографию.+

15. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
а) Неприятель решил, что здесь нет защитников, и полез выше в гору.+
б) Вечером, когда немного утихло, мы пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход.
в) Поздно вечером раздался протяжный свисток и показался сияющий огнями паровоз.

16. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Чаадаев без посторонних рассуждений просто сравнил (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть в Европе (5) и это как раз потрясло больше всего.
а) 2, 3, 4;+
б) 2, 4, 5;
в) 1, 3, 5;

17. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Собрались было плыть дальше (1) но (2) когда поднялся ветер (3) и пошла больше волна (4) то повернули к берегу.
а) 1, 2, 4;+
б) 1, 4;
в) 1, 3, 4;

18. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Я совершенно уверен (1) что у этого лорда есть что-то очень смешное (2) чего он стыдится (3) что тайно мучает его (4) и (5) отчего он так злобно пишет свои книги.
а) 1, 2, 3, 4;
б) 2, 3, 4, 5;
в)1, 3, 4.+

19. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку знаков препинания в данном предложении?
Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучить (4) даже и волка останавливают.
а) 1, 2;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 2, 3, 4.+

20. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Я люблю подмосковные леса (1) и (2) когда они весело шелестят при летнем ветерке (3) и (4) когда они (5) заснеженные (6) спокойно спят под холодным светом луны.
а) 1, 3;
б) 2, 4, 5;
в) 3, 5, 6.+

21. Знаки препинания расставлены правильно в следующих предложениях:
а) Моему приятелю отвели сарайчик в конце сада и заставили его таскать волынку всякий раз, как он брался за свои упражнения.+
б) Иван Семенович подумал, что если бы этот человек был на самом деле невиновен, это сразу бы почувствовалось.
в) Обычно в картине существует некий центр, в котором находятся ее главные герои и где происходит основное событие.+
г) Несмотря на то что с утра шел дождь и дул сильный ветер, мы отправились на экскурсию в замок.+
д) Чувствуется, что он все делает с удовольствием и вкусом, что предстоящая работа ему приятна и что жизнь для него радостна и что замечаешь в себе какой-то подъем.

22. Запятая ставится на месте пропусков:
Князь Андрей любил танцевать_ и _ желая поскорее отделаться от умных разговоров _с которыми все обращались к нему _ подошел танцевать и выбрал Наташу _ потому что на нее указал ему Пьер _ и потому что она была первая хорошенькая женщина _ попавшая ему на глаза.
а) 2,3,4,5,7+
б) 3,4,5
в) 1,2,3,4,5,6,7

23. Двоеточие на месте пропуска ставится в следующих предложениях:
а) И теперь я знаю точно _ так будет всегда, что бы не происходило с людьми.+
б) Снега налетят _ не отыщешь и зернышка, морозом заря разгорится…
в) Понапрасну всматривались мы вдаль _ навстречу нам поднимался туман.+
г) Посмотришь вниз и увидишь _тот же сыпучий снег разрывают полозья, и ветер упорно поднимает и уносит все в одну сторону.+

24. Тире ставится на месте пропусков в следующих предложениях:
а) Ивановский достал часы _ было половина десятого.
б) Дальше следовало подождать, может, передохнуть даже, залечь _ с вершины холма их могли уже заметить немцы.
в) Входишь в лес _ тишина и покой охватывают тебя.+