1. Выберите вариант с дефисным написанием частиц.
а) Тебе(ль) со слоном возиться?
б) Кто(либо) из вас должен сделать это.+
в) Ну что(ж)! На взгляд-то он хорош.
г) У Пелагеи Николаевны всё тот(же) друг мосье Финмуш и тот(же) шпиц, и тот(же) муж.
д) Если(бы) не тетерева и куропатки, я(бы) с ним раззнакомился.
2. Отметьте вариант с раздельным написанием частиц.
а) Мальчику достался очень большой пиджак, достигавший ему чуть(ли) не до колен.+
б) «Послушай(ка), Хорь, — говорил я ему, — отчего ты не откупишься от своего барина?»
в) Взор обнимал всего каких(нибудь) пять верст пустынного пространства.
г) Кое(где) просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками.
д) Я(таки) думаю кое(что).
3. Предложение с раздельным написанием частиц.
а) Ребята заняты какой(то) очень быстрой и весёлой игрой.
б) Послушай(ка), дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище?
в) Он всё(таки) успел к поезду.
г) Тучи ползли по небу так(же) медленно и скучно, как и раньше.+
д) Откуда(то) донеслась песня.
4. Предложение с раздельным написанием частиц.
а) В лес июльский загляни(ка): поспевает земляника.
б) Минуты через три всё было готово, и всё(таки) медлили начинать.
в) Вот то(то), все вы гордецы.
г) Перелететь(то) она перелетела, но вновь уселась на ветке.
д) Солнце садится, и сразу(же) начинает темнеть.+
5. Предложение, где частица пишется через дефис.
а) Смелое начало- та(же) победа.
б) В пути(ли), дома(ли) плох тот товарищ, который всю работу на другого валит.
в) Тот, кто(не) рискует, никогда (не) сможет переплыть моря.
г) Умный знает и всё(таки) спросит, а невежда никогда.+
д) Была(бы) охота, заладится любая работа.
6. Предложение, где частица пишется через дефис.
а) «Давай я подержу коня(то)»,- сказал парнишка.+
б) Ведь были(ж) схватки боевые..
в) Пора(бы) уже отдохнуть.
г) Куда(же) они едут, в город что(ли)?
д) Я ищу свободы и покоя, я(б) хотел забыться и заснуть.
7. Выберите вариант раздельного написания частиц.
а) Расскажи мне что(нибудь) об Алматы.
б) Подумай(ка) обо всём как(нибудь).
в) Расскажи(ка) мне всё сначала.
г) Оставайся такой(же), какая ты есть.+
д) Сходи(ка) на улицу, посмотри, какая погода.
8. Пишется через дефис частица:
а) Дай(ка) мне посмотреть книгу.+
б) О, если(б) голос мой умел сердца тревожить.
в) Не знаю, долго(ли) я пробуду в библиотеке.
г) Я зашёл в комнату и что(же) увидел?
д) Пора(бы) уже и отдохнуть.
9. Пишется через дефис частица:
а) Пора(бы) уже и отдохнуть.
б) О, если(б) голос мой умел сердца тревожить!
в) Не знаю, долго(ли) ч пробуду в библиотеке.
г) Я зашёл в комнату и что(же) увидел?
д) Что(либо) надо предпринять.+
10. Пишутся со словами через дефис следующие частицы:
а) бы, же, ка, то, либо, кое.
б) бы, ли, же, нибудь.
в) ежели, кое, ка.
г) бы, ли, ка, то.
д) ка, то, либо, нибудь, кое.+
11. Выберите вариант с раздельным написанием частиц.
а) Когда тележка была готова, я (кое)как уместился в ней.
б) Старик-охотник пробормотал что(то) насчёт того, что ни один заяц в трубу не полезет, не кошка(же).
в) Ещё раз окинувши всё глазами, как(бы) с тем, чтобы хорошо помнить, отправился домой.+
г) Под деревьями была какая(то) сочная растительность с серебристыми (код) где листьями.
д) «Посмотри(ка), — возразил я ему, — как у Калиныча на пасеке чисто.»
12. Выберите вариант с дефисным написания частиц.
а) Где(то), из какого(то) дома, из чьей(то) трубы выходил дымок.+
б) Где(же) учитель?
в) Смотри квакушка, буду(ль) я с него?
г) Давыдов часто просыпался, то(ли) оттого, что гремела крыша, то(ли) от полуночного холода.
д) Если(бы) ночи не были такими лунными, можно было(бы) скрыться.
13. Предложение с раздельным написанием частиц.
а) «Давай(ка) выпустим лошадей на прогулку»,-сказал сторож.
б) «Посмотри(ка), -возразил я ему,-как у Калиныча на пасеке чисто»
в) «Где(жд) учитель?»-спросил он у вошедшего слуги.+
г) «Послушай(ка), Хорь,-говорил я ему,- отчего ты не откупишься от своего барина.
д) «Чего делать(то) будем?»-растерянно спросил юноша.
14. Отметьте предложение с частицей ТО:
а) Ты (то)же совершенно права.
б) Сразу(то) мне не понять.+
в) Он хоть и молод за(то) умён не по годам.
г) Бранил Гомера, Феокрита, за(то) читал Адама Смита.
д) Кто(то) угрожающе зашипел.
15. Выберите вариант, где частица пишется раздельно.
а) Принеси(ка) книгу.
б) Скажите(ка) мне.
в) Придёт(ли) сегодня.+
г) Написал(то) быстро.
д) Прочитал(таки) письмо.
16. Отметьте верный вариант написания:
Упрямого н(и, е)чем н(и, д) убьёшь. Как н(и, е)высока гора, н(и, д) отступай.
а) е, е, и, е.
б) е, е, и, и.
в) и, е, и, и.
г) и, е, и, е.+
д) и, е, е, и.
17. Отметьте верный вариант написания:
Н.. гордись званием, а гордись знанием. Н.. на что н.. годится тот, кто годится только для себя. Н.. ошибается только тот, кто ничего н.. делает.
а) е, и, е, и, и.
б) и, е, е, е, и.
в) е, и, е, е, е.+
г) и, е, е, и, е.
д) е, и, е, е, и.
18. Выберите предложение с частицей ТО:
а) Кого(то) нет, и тонкогубый ветер о ком(то) шепчет, сгинувшим в ночи.
б) Цель(то) жизни в том и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать.+
в) Какой(то) человек спал на досках палубы.
г) Чуть уловимый, по-вечернему душистый дымок тянул откуда(то) в остывающем воздухе.
д) Из погреба плесенью пахнет, сыростью, мохом. Это как раз(то) самое, что лягушки любят.
19. Выберите предложение с частицей.
а) Спортсмены приложат все силы, что(бы) выиграть.
б) Спортсмены съезжаются на соревнования, что(бы) бороться за первенство.
в) Зрители пришли на стадион, что(бы) болеть за свои команды.
г) Что(бы) могло подготовить спортсменов к успешному выступлению?+
д) В апреле футболисты уехали на юг, что(бы) тренироваться.
20. Выберите предложение с частицей ЖЕ:
а) Доброта для души то(же), что здоровье для тела.+
б) Снегу было мало, снежных буранов то(же).
в) Вчера мело. Сегодня так(же) метёт.
г) Небо над нами то(же) было тёмное, луны ещё не было.
д) Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.
21. Выберите предложение с частицей.
а) Становилось всё холоднее, за(то) дождь прекратился.
б) Небо над нами то(же) было тёмное.
в) Вчера мело, сегодня то(же) метёт.
г) То(же) слово, да не так(бы) молвить.+
д) Вам было весело, мне вечер то(же) понравился.
22. Отметьте предложение с частицей.
а) Всем сразу бросилась в глаза высокая фигура Абая, Сауле то(же) увидела его.
б) Будь в словах так(же) вежлив, как и в поступках.+
в) Он думал так(же) о том человеке, в чьих руках находилась его судьба.
г) Алибек мирно наслаждался своим трудом, успехом, славой, так(же) трудами и успехами друзей.
д) Многие гимназисты собрались в театр, наш класс так(же) решил посмотреть спектакль.
23. Отметьте предложение, где частица пишется через дефис.
а) Я приехал в тот(же) день.
б) Тот(ли) это человек, кого вы разыскивали.
в) Нет ничего в мире, что(бы) могло перекрыть Днепр.
г) Принеси(ка) мне, дружок, чаю.+
д) Если(бы) мне об этом раньше сказали, всё было(бы) иначе.
24. Частица пишется через дефис.
а) Слона(то) я и не приметил.+
б) То(же) самое вы мне вчера говорили.
в) Увидев нас, обе девушки в ту(же) минуту вошли в комнату.
г) Что(бы) ты предпринял в такую минуту?
д) Ты(ли) это, друг мой милый.
25. Отметьте вариант с частицей.
а) (Не)отправленное письмо.
б) (Не)законченный рассказ,а лишь начатый.+
в) (Не)слыханное чудо.
г) (Не)годующий взгляд.
д) (Не)законченный рассказ.
26. В этом предложении НИ – частица и пишется раздельно.
а) За напрасный труд (ни)кто спасибо не скажет.
б) (Ни)чьими похвалами не заносись.
в) В одиночку (ни)чего не сделаешь.
г) За что (ни)возьмётся, уж конца добьётся.+
д) С трудовыми руками (ни)где не пропадёшь.
27. В этом предложении бы- частица.
а) Я включила свет, что(бы) было виднее.
б) Что(бы) выручить всех, обязан кто-то рискнуть собой.
в) Что(бы) ни делал отец, Витя ему помогал.+
г) Что(бы) украсить двор, отец решил засадить его деревьями.
д) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
28.Выберите верный вариант пропущенных гласных:
Кругом, куда н(и, д) глянь, природы роскошь южная. Нет таких дел, которые н(и, д) одолел бы человек. Проснулся н(е, и) свет н(и, д) заря.
а) и, е, е, и.
б) е, и, и, и.
в) и, и, и, и.
г) и, е, и, е.
д) и, е, и, и.+
29. Выберите вариант с частицей КАК:
а) Мы постоянно думали, как сохранить сад.
б) Я не знаю, как лучше выразить свою мысль.
в) Как хорошо ты, о море ночное.+
г) Мы начали беседовать, как будто век были знакомы.
д) Они мечтали о том, как вернутся в Алматы и встретятся с друзьями.
30. Частица пишется раздельно.
а) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французам отдана?
б) А мы(то) обрадовались!
в) Принеси(ка) мне, дружок, чаю.
г) Что(бы) ты предпринял в такую минуту?+
д) Слона(то) я и не приметил.