1. Выберите ряд многозначных слов:
а) телевизор, планер, партер.
б) стадион, фойе, антракт.
в) персонаж, телеграмма.
г) делегат, интерьер, космос.
д) колонна, полотно, акварель.+
2. Определите фразеологизм, который имеет значение «мало»:
а) Хоть пруд пруди.
б) Кот наплакал.+
в) Яблоку негде упасть.
г) На всю глотку.
д) Во все лопатки.
3. Найдите фразеологизм, который имеет значение «много»:
а) Сломя голову.
б) В час по чайной ложке.
в) Слово в слово.
г) Тьма-тьмущая.+
д) Кот наплакал.
4. Словосочетание, которое является синонимом фразеологического оборота на вес золота.
а) Очень темно.
б) Будь внимателен.
в) Попасть в неудобное положение.
г) Стремиться выполнить сразу два дела.
д) Стоить очень дорого.+
5. Найдите, в каком варианте имеется фразеологический оборот:
а) Над деревней носятся белые снежинки, падая на истоптанную землю.
б) Он с утра до вечера бил баклуши.+
в) Лёд трогается каждую весну.
г) Вокруг темень.
д) На другой день Лиза проснулась очень рано.
6. Отметьте профессиональные слова, связанные со столярным делом.
а) Штабс-капитан, ротмистр, хорунжий.
б) Граница, рубеж, предел.
в) Красивый, великолепный.
г) Правда, ложь.
д) Фуганок, стамеска, зубило.+
7. Фразеологический оборот со значением «быстро».
а) Остаться пустым звуком.
б) Умыть руки.
в) Выводить на чистую воду.
г) Во все лопатки.+
д) Взять отстающего на буксир.
8. Найдите фразеологизм, который имеет значение «медленно»:
а) Сложить руки.
б) Черепашьим шагом.+
в) Ловить ворон.
г) На скорую руку.
д) Шевелить мозгами.
9. Начало и конец – лексическое значение фразеологизма:
а) Открыть Америку.
б) Сказка про белого бычка.
в) Альфа и омега.+
г) Аннибалова клятва.
д) Ни вашим ни нашим.
10. Выберите фразеологизм к словам проучить, наказать.
а) Зарубить на носу.
б) Засучив рукава.
в) Игра не стоит свеч.
г) Зуб на зуб не попадает.
д) Намылить шею.+
11. Найдите фразеологизм, который имеет значение «Запомнить»:
а) Сесть в калошу.
б) Заткнуть за пояс.
в) Зарубить на носу.+
г) Прикусить язык.
д) Наложить вето.
12. Выберите ряд многозначных слов:
а) Очертание, планёр, пороша.
б) Колокольчик, перо, хвост.+
в) Сувенир, флора, циновка.
г) Гантель, брошюра, лексикон.
д) Айсберг, бакен, кроссворд.
13. Определите многозначное слово:
а) Иней.
б) Дефис.
в) Математика.
г) Лагерь.+
д) Бакен.
14. Выберите многозначное слово:
а) Диаметр.
б) Матрос.
в) Иностранец.
г) Бархан.
д) Машина.+
15. Выберите многозначное слово:
а) Желудок.
б) Вареники.
в) Насекомое.
г) Кактус.
д) Спутник.+
16. Выберите ряд многозначных слов:
а) негодование, невзгоды, пурга.
б) вестибюль, доверие, каталог.
в) конкурс, космос, обаяние.
г) кнопка, кисть, хлеб.+
д) циновка, жюри, изморозь.
17. Выберите ряд многозначных слов:
а) мираж, натюрморт, комиссия.
б) мираж, каникулы, ровесник.
в) меркнуть, недруг, территория.
г) игла, перо, земля.+
д) поликлиника, санаторий, творчество.
18. Фразеологический оборот:
а) Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.+
б) Влажный ветерок набегает лёгкой волной.
в) Кротко синеет майское небо.
г) Хорошие словари стареют, потому что стареет язык.
д) Первый том словаря Д. Ушакова вышел в 1935 году.
19. Фразеологический оборот.
а) Господин был встречен трактирным слугою, или половым.
б) Слышится сдержанный, неясный шёпот ночи.
в) Крепкий свежий запах стесняет дыхание.
г) Нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо.
д) Ни зги не видно, ночь вокруг.+
20. Фразеологический оборот.
а) Мы с отцом крепко дружили, но были у нас и размолвки.
б) Моя бабушка послужила моделью для образа Томирис.
в) Театр уж полон.
г) В этот день ни свет ни заря поднялись дети.+
д) Музыкальный театр поставил оперу «Ер-Таргын» и привёз её в город на Неве.
21. Определите строку с омонимами:
а) Сражаться мечом – мечи дальше.
б) Длинная коса – косить траву.
в) Пилю дрова- железная пила.
г) Почитать книгу – почитать отца.+
д) Почитать старых людей – почёт ветеранам.
22. Выберите фразеологизм к словосочетанию очень любить.
а) Души не чаять.+
б) Яблоку негде упасть.
в) Как свои пять пальцев.
г) Себе дороже.
д) Положа руку на сердце.
23. Как называется раздел языкознания, который изучает слова и их значение?
а) Пунктуация.
б) Фонетика.
в) Синтаксис.
г) Морфология.
д) Лексикология.+
24. Определите многозначное слово:
а) Автобус.
б) Туча.+
в) Ладонь.
г) Завиток.
д) Глобус.
25. Найдите фразеологизм, который имеет значение «точно»:
а) Держать в голове.
б) Хоть пруд пруди.
в) Заткнуть за пояс.
г) Вилами по воде писано.
д) Комар носа не подточит.+
26. Найдите фразеологизм, который имеет значение «Быстро»:
а) Куры не клюют.
б) Черепашьим шагом.
в) В мгновение ока.+
г) Вилами по воде писано.
д) Яблоку негде упасть.
27. Выберите многозначное слово:
а) Ландыш.
б) Инвалид.
в) Детёныш.
г) Поток.+
д) Парта.
28. Лексическое значение фразеологического оборота — не терять головы.
а) Быстро возвратиться.
б) Легко держаться в воде.
в) Уехать очень далеко.
г) Купить очень дёшево.
д) Быть серьёзным осмотрительным.+
29. Диалектизмы:
а) Кочет, петух.
б) Компьютер, космонавт, менеджер.
в) Пила, фуганок, долото.
г) Скальпель, премьера, эксперт.
д) Засека, ракита, площадь.+
30. Профессионализмы, которые связаны с музыкальным искусством:
а) Вахтёр, привратник, швейцар.
б) Ложа, портер, амфитеатр.
в) Увертюра, октава, аккорд,вокализ.+
г) Нотариус, презумпция невиновности, иск.
д) Яхта, парусник, бриг.